О пожарах и шпионах на Шлиссельбурском пороховом заводе




Особое Совещание по обороне государства Заседание 24 февраля 1916 года.

Совещание заслушало сообщение управляющего делами генерал-лейтенанта Н. А. Бабикова о положении дел на Шлиссельбургском пороховом заводе.
В дни революции на заводской территории оказалось довольно много пришлого элемента из числа освобожденных из Шлиссельбургской каторжной тюрьмы, благодаря чему порядок и дисциплина на заводе приведены в состояние полной расшатанности.
Вследствие сего, авторитет администрации завода окончательно подорван и многие чины заводоуправления, а также опытные мастера ныне удалены рабочими. Кроме того, соблюдение правил внутреннего распорядка, безопасность завода, производящего вещества громадной разрушительной силы, находится в полном пренебрежении; курение табаку в недозволенных местах, хищение заводского спирта и пьянство стали обычным явлением.
Ввиду сего участились случаи пожаров на заводе, и производство завода сократилось, и далеко отстает от той нормы, в расчете на которую были произведены работы по расширению завода. При таком положении дел правление завода снимает с себя всякую ответственность за последствия. И принуждено будет закрыть завод, если правительством не будут приняты необходимые меры для восстановления на заводе порядка, дисциплины, личной неприкосновенности и безопасности заводской администрации и ее авторитета в деле управления заводом.

Председательствующий полагает, что ввиду крайне важного значения этого завода для нужд обороны и опасности взрыва на нем веществ громадной разрушительной силы, надлежало бы довести до сведения Правительства о необходимости принятия срочных мер по охране упомянутого завода.
Член Государственной Думы П. Н. Милюков высказался, что обстоятельства пожара наводят на подозрения: близ загоревшейся мастерской не было сторожей, чины администрации находились в отсутствии; служащий завода Голубятников останавливал рабочих, старавшихся препятствовать распространению огня через туннель. Вообще на заводе и ранее замечались неблагополучные явления: в администрации много лиц с немецкими фамилиями; в частности, Голубятников лишь с недавних пор носит русскую фамилию: регистрация посетителей была в руках немки, избравшей, видимо, своей специальностью службу на заводах взрывчатых веществ; прописка паспортов не применялась для некоторых посетителей завода.
Пристав ограничился поверхностным осмотром места пожара и протокола не составил: даже военному начальству событие это стало известным не сразу. Все указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости произвести по настоящему делу тщательное расследование.
Член Государственного Совета Ф. А. Иванов отметил, что на названном заводе был уже ряд пожаров. Причины пожаров, согласно протоколу, не выяснены.
Член Государственной Думы Н. Е. Марков полагал желательным обратить внимание правительства на недопустимость той легкости, с какой ныне разрешается перемена иностранных фамилий на русские; прикрываясь русской фамилией, лица германского происхождения могут свободно и без опаски вредить делу обороны, примером чему служит прикосновенный к пожару Шлиссельбургского завода Голубятников.
Между прочим, по сведениям Н. Е. Маркова, даже в составе наблюдательной комиссии при Особом Совещании имеется лицо, лишь недавно принявшее русское подданство и русскую фамилию.
Совещание решило уведомить главного военного прокурора о суждениях Особого Совещания по поводу происшедшего на Шлиссельбургском пороховом заводе пожара с предложением произвести расследование настоящего дела.

Дмитрий Силаев



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта