Современный взгляд на наставничество




Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрировано региональное отделение Всероссийского общественного движения наставников детей и молодежи «Наставники России» в Ленинградской области. Региональное отделение возглавила Алла Левина, человек во Всеволожском районе известный.

Профессиональная деятельность Аллы Николаевны вплотную связана с молодежью. Во Всеволожске она работала в отделе по культуре, делам молодежи спорту и туризму администрации, развивала молодежные сообщества, стояла у истоков формирования молодежных клубов. Также она работала в ЛОГУ «Молодежный» и комитете по молодежной политике Ленинградской области. Полученный опыт и наработанные деловые связи привели к глобальному проекту наставничества, который активно развивается в нашей стране.

Стоит напомнить, что весной 2017 года один из активистов-­общественников обратился к премьер­-министру РФ Дмитрию Медведеву с предложением проводить специальные семинары для россиян, которые хотели бы совершенствовать свои знания в той или иной сфере, научиться развивать свои проекты, а после вынести их на широкое обсуждение.

Ключевым моментом стало то, что во всем этом должны будут помогать профессиональные наставники – бизнесмены, политики, спортсмены, ученые, деятели искусства и медиаменеджеры. Естественно, на безвозмездной основе. Председатель правительства РФ инициативу оценил и одобрил, таким образом положив начало возрождению системы наставничества в России на федеральном уровне. На сегодняшний день в систему наставничества вошли депутаты, сенаторы, представители федеральных и региональных министерств, члены общественной палаты РФ, олимпийские чемпионы, руководители технопарков и бизнес-­инкубаторов, художники, ученые и другие выдающиеся деятели.

Год назад в рамках работы учредительной конференции Всероссийского общественного движения наставников детей и молодежи «Наставники России» было принято решение открыть региональные представительства общественного движения.

О том, как в современных реалиях возродить систему наставничества, почему в XXI веке возникла такая необходимость, каким должен быть нынешний ментор, рассказала Алла Левина.

По словам Аллы Николаевны, «Наставники России» – это просветительский проект, созданный по инициативе целого ряда интересных людей из разных сфер деятельности. Итоговая цель проекта «Наставники России» – сделать так, чтобы осознанной привычкой и стандартом жизни в России для каждого человека стало наставничество. Этот опыт зарекомендовал себя еще в советское время, именно наставничество считалось действенной формой не только профессионального, но и нравственного воспитания.

В последние годы этот метод оказался забытым. Эта система отношений, когда один человек предлагает помощь, совет и поддержку другому, сегодня не актуальна из­-за конкуренции на рабочих местах.

«Современная молодёжь жалуется на отсутствие наставников. Боясь потерять работу и получить молодого конкурента на своё место, старшие, более опытные сотрудники не делятся своим опытом, предприятие не посылает молодых специалистов учиться, а при приёме на работу требует стаж не менее трёх лет и навыки, которые они не получают на практиках, так как у институтов потеряна связь с производством.

Зачастую студенты даже очных факультетов не посещают занятий, потому что работают, стремясь к окончанию института заработать стаж, но от этого качество их образования падает. В образовании важно, чтобы молодые люди не только обладали знаниями, но и перенимали традиции, которые есть в каждом государственном органе, и работали на сохранение преемственности», – считает Алла Левина.

Алла Николаевна, так кто же такой наставник, какую реальную пользу он может принести?

Это опытный профессионал, источник знаний и ответов. Он вдохновляет, помогает развиваться в личной и профессиональной жизни своему подопечному. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к наставнику. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов. Если рассматривать наставничество в образовательном плане, то это педагоги и старшие товарищи. Свои знания и приобретённые навыки они передают школьникам. Если существует какая­-то проблема в учёбе или семье, то наставник может предложить помощь, организовать встречу с психологом, помочь справиться с трудностями и пр.

 

То есть во всех сферах жизни могут помочь наставники?

Не во всех, но в самых ключевых моментах – образование, культура, спорт, медицина, патриотическое воспитание детей, формирование кадрового резерва профессиональных отраслей. У нас разработано много методик по той или иной сфере, нами проводятся большие конференции, семинары, встречи с известными людьми с целью нести знания, передавать опыт наставникам, которые в свою очередь помогут наставляемым.

 

Наставникам тоже нужно учиться?

Обязательно. Несмотря на то, что существует много методических пособий, издана литература, много статей в интернете – это всё не работает. Важна личная связь, общение и обмен мнениями. Поэтому цель нашего движения – дать знания наставникам, открыть для них новые возможности с целью обогащения их опыта, чтобы они смогли помочь тем, кто нуждается в их знаниях. Возьмем за пример систему образования. Здесь всё отлажено и работает как часы. Но многие образовательные приёмы устарели, необходимо менять формат. Сейчас молодежь не та, что была двадцать лет назад, она более «продвинута» в техническом плане, они быстро схватывают и готовы к изменениям. Поэтому с ними нужно говорить на одном языке, давать им возможность высказываться, выражать своё мнение. Необходимо развивать в детях критическое мышление, креативность, коммуникабельность. Важно научить их работать в команде и вкладывать в них лидерские качества.

 

Другими словами, переформатироваться. А откуда брать знания?

На портале наставникироссии.рф можно найти много полезной информации. В частности, там публикуются анонсы мероприятий, и можно выбрать для себя интересующую тему. Желание учиться должно быть не только у наставляемого, но и у самого наставника. Только так можно достичь результата. Нужно понимать, что «просто дружба» не работает. Да, наставник и наставляемый получают удовлетворение от общения, но это короткий эффект, и через год, когда наставник уходит, подросток все равно остается внутри своего мира. Именно поэтому важно кроме отношений развивать у молодых людей навыки. Для этого наставникам необходимо хорошее предварительное обучение. Чем более формализован процесс наставничества – с отработкой навыков, с регулярностью встреч и рефлексии, тем эффективнее его результаты.

 

Как происходит взаимодействие с научными институтами, системой здравоохранения, культуры и спорта?

Нами подписываются соглашения о сотрудничестве с разными общественными движениями, некоммерческими объединениями, образовательными учреждениями, которые в свою очередь оказывают помощь в различных аспектах. Например, в планах подписание соглашения с женсоветом Всеволожского района. Данная организация направлена на защиту детства и материнства, повышение статуса семьи и женщины. Планируется проведение совместных мероприятий, организация семинаров и различных мастер­-классов. Это одна из разновидностей работы в партнерстве. Мы привлекаем деньги партнеров, готовим выпуск буклетов, ведем работу в интернете. И, конечно же, просто стараемся знакомить друг с другом тех, кто уже многое делает на пути к наставничеству.

Насколько перспективна идея возрождения наставничества?

Безусловно, формирование культуры наставничества – процесс длительный. Нужно определенное время, чтобы большинство людей приняли новые ценности. Но начало положено, и мы уверены в том, что новая образовательная система наставничества поможет молодому поколению стать более уверенным в завтрашнем дне.



 
 КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
  • Тел.: +7(965)797-58-25
  • E-mail: 5788499@mail.ru
  • Адрес редакции газеты: 188641, Ленинградская обл., район Всеволожский, г. Всеволожск, пр. Христиновский д. 91 (схема проезда)



Газета «Всеволожск. Городская жизнь» © 2013-2024 Разработка сайта - artel.spb.ru   Карта сайта